Хенкин В.Л. |
---|
1000 матовых комбинаций. |
(М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. -478 с.) |
Книга известного шахматного журналиста и тренера, мастера В.Хенкина
представляет собой опыт серьезной систематизации матовых позиций. Многочисленные, хорошо подобранные примеры показывают типичные приемы атаки на короля, учат находить комбинацию в самых, казалось бы, безобидных положениях. Написанная живым, образным языком, книга рассчитана на самые широкие круги любителей шахмат и может служить учебным пособием для детей школьного возраста. |
Оглавление |
Прежде чем раскрыть книгу... |
Шахматный кодекс со свойственной ему лаконичностью определяет мат
как шах, от которого нет защиты. С объявлением мата неприятельскому королю цель
шахматной игры считается достигнутой и партия прекращается. По современным правилам «объявить мат» вовсе не значит произнести это слово вслух. Достаточно сделать ход, после которого на доске возникнет положение мата. Однако так было не всегда. Еще в конце прошлого века последний, ничем неотвратимый шах возвещали словами «шах и мат». Это служило своего рода доказательством, что мат поставлен не случайно («слепой мат», как говорили в старину в России (*Этот термин можно найти в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона.)), а в результате точного расчета. «Здесь белые (черные) объявили мат во столько-то ходов» - можно встретить во многих примечаниях к партиям не только у Стейница и Чигорина, но и у более поздних комментаторов. Венцом шахматного творчества издавна считаются матовые позиции. В далеком прошлом правила игры отличались от современных более медлительным передвижением некоторых фигур (в частности, ферзя и слона), поэтому матовые финалы встречались чрезвычайно редко и высоко ценились нашими предками. Особенно красивые и неожиданные концовки получали свои названия. В более поздние времена, когда реформа шахматной игры, по выражению голландского историка А. ван дёр Линде, уничтожила восточную медлительность и положила начало «торопливым шахматам», матовые позиции перестали быть музейной редкостью. Но и ныне мат на доске можно увидеть не так уж часто: шахматисты стремятся сократить свои мучения и сдаются, как правило, до финального гонга. И все же цель шахматной игры остается неизменной - дать мат неприятельскому королю. Этой цели подчинены, по существу, все помыслы шахматиста. Заключительный удар неприятельскому королю наносит, как правило, одна фигура. Но фигуры редко действуют в одиночку. Прежде чем одной из них удается возвестить «шах и мат», её помощникам приходится изрядно потрудиться, а иногда и принести себя в жертву. Подобно композитору, творящему из хаоса звуков пленительную мелодию, шахматист создает красивую партию, отыскивая лучшие ходы среди бесчисленного множества вариантов. Шахматист, как и композитор, руководствуется законами гармонии. А гармония в шахматах - это взаимодействие фигур. Можно смело сказать, что класс игры шахматиста во многом определяется умением располагать свои боевые силы таким образом, чтобы они поддерживали и дополняли друг друга. Характер связей между фигурами зависит от их индивидуальных свойств, задач, которые они выполняют, и, конечно, от конкретных особенностей позиции. Наиболее наглядно взаимодействие фигур проявляется в атаке на неприятельского короля. Здесь каждая фигура раскрывает свои способности. Суть шахматной партии идеальным образом выражается именно в матовых картинах.
Поскольку все фигуры разнятся между собой по дальнобойности и правилам передвижения, каждая из них имеет свою излюбленную «профессию». В этом смысле шахматы можно сравнить с хоккейной командой, где у каждого игрока отработаны броски по воротам с разных точек ледяной площадки. То же самое можно сказать и о распределении ролей в совместной атаке на короля. Некоторые фигуры предпочитают играть «в пас», другие норовят «забросить шайбу» самостоятельно. В книге рассматривается более двухсот матовых позиций. В целях систематизации материала они разбиты на четырнадцать глав по формальному признаку, то есть в зависимости от числа и названия фигур, непосредственно участвующих в создании матовых конструкций. В конце каждой главы даются примеры для самостоятельного решения. Переходя от главы к главе, вы вскоре убедитесь в том, что для решения самых разнообразных тактических задач используются одни и те же приемы: отвлечение, завлечение, двойной удар, перекрытие и т. д. Вы также обратите внимание на то немаловажное обстоятельство, что в шахматной практике повторяются не только отдельные тактические идеи, но и комбинации целиком, причем нередко с интервалом в десятки и далее сотни лет. Эта закономерность повышает ценность накопленного опыта. В книге приведено немало случаев, когда знакомство с партиями больших мастеров прошлого и настоящего помогало быстро и точно решать самые сложные тактические проблемы. Рекомендую читать эту книгу без шахматной доски. Такой метод поможет не только развить тактическую зоркость, но и выработать автоматизм в применении технических приемов достижения цели. Не следует принимать «тактические средства» большими дозами. Даже самые красивые комбинации могут набить оскомину, если заглатывать их с жадностью голодного пеликана. На этот счет есть много мудрых поговорок, например китайская: «Не откусывай более того, что можешь проглотить» - или французская: «Все много — плохо...». В общем, как сказал Козьма Прутков, «ни кто не обнимет необъятного!». Знакомиться с комбинациями нужно осторожно, продуманно, без суеты и спешки, вновь и вновь возвращаться к рассмотренным позициям. Лучше всего ограничить свой ежедневный рацион двумя-тремя «блюдами». Несколько слов о примерах для самостоятельного решения. Легкие примеры чередуются с более сложными не случайно. «Лотерейный» принцип счастливого билета приближает решение упражнений к процессу поиска комбинации в турнирной партии. Ведь нельзя заранее предвидеть, какая именно тактическая возможность подвернется во время игры. Комбинация может быть простой и лежать, как говорится, на поверхности, но она может обернуться и кольцом, брошенным на дно шахматного океана. Шахматы полны неожиданностей. Кроме примеров из практики в число заданий включены задачи и этюды. Их тоже полезно решать без доски — это помогает отрабатывать технику расчета вариантов. Понятно, что в случае необходимости ничто не помешает вам расставить фигуры на шахматной доске. Книга рассчитана на широкий круг любителей шахмат и может быть использована как для самостоятельного изучения, так и преподавателями шахмат в качестве учебного пособия. Надеюсь, что она доставит вам немало приятных минут и воодушевит на новые шахматные подвиги. |
Оглавление |
Прежде чем раскрыть книгу |
I. Ладья |
Упражнения |
II. Слон |
Упражнения |
III. Ферзь |
Упражнения |
IV. Конь |
Упражнения |
V. Пешка |
Упражнения |
VI. Две ладьи (начало, окончание) |
Упражнения |
VII. Ладья и слон (начало, продолжение, окончание) |
Упражнения |
VIII. Ладья и конь (начало, окончание) |
Упражнения |
IX. Два слона |
Упражнения |
X. Два коня |
Упражнения |
XI. Слон и конь (начало, окончание) |
Упражнения |
XII. Ферзь и слон (начало, продолжение, окончание) |
Упражнения |
XIII. Ферзь и конь (начало, окончание) |
Упражнения |
XIV. Три фигуры (начало, окончание) |
Упражнения |
XV. Упражнения |