Хенкин В.Л.
 
1000 матовых комбинаций.
 
(М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. -478 с.)
 
   Книга известного шахматного журналиста и тренера, мастера В.Хенкина представляет собой опыт серьезной систематизации матовых позиций.
   Многочисленные, хорошо подобранные примеры показывают типичные приемы атаки на короля, учат находить комбинацию в самых, казалось бы, безобидных положениях.
   Написанная живым, образным языком, книга рассчитана на самые широкие круги любителей шахмат и может служить учебным пособием для детей школьного возраста.
 
Оглавление
 
 
Прежде чем раскрыть книгу...
 
   Шахматный кодекс со свойственной ему лаконичностью определяет мат как шах, от которого нет защиты. С объявлением мата неприятельскому королю цель шахматной игры считается достигнутой и партия прекращается.

   По современным правилам «объявить мат» вовсе не значит произнести это слово вслух. Достаточно сделать ход, после которого на доске возникнет положение мата. Однако так было не всегда. Еще в конце прошлого века последний, ничем неотвратимый шах возвещали словами «шах и мат». Это служило своего рода доказательством, что мат поставлен не случайно («слепой мат», как говорили в старину в России (*Этот термин можно найти в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона.)), а в результате точного расчета.

   «Здесь белые (черные) объявили мат во столько-то ходов» - можно встретить во многих примечаниях к партиям не только у Стейница и Чигорина, но и у более поздних комментаторов.

   Венцом шахматного творчества издавна считаются матовые позиции. В далеком прошлом правила игры отличались от современных более медлительным передвижением некоторых фигур (в частности, ферзя и слона), поэтому матовые финалы встречались чрезвычайно редко и высоко ценились нашими предками. Особенно красивые и неожиданные концовки получали свои названия.

   В более поздние времена, когда реформа шахматной игры, по выражению голландского историка А. ван дёр Линде, уничтожила восточную медлительность и положила начало «торопливым шахматам», матовые позиции перестали быть музейной редкостью. Но и ныне мат на доске можно увидеть не так уж часто: шахматисты стремятся сократить свои мучения и сдаются, как правило, до финального гонга.

   И все же цель шахматной игры остается неизменной - дать мат неприятельскому королю. Этой цели подчинены, по существу, все помыслы шахматиста. Заключительный удар неприятельскому королю наносит, как правило, одна фигура. Но фигуры редко действуют в одиночку. Прежде чем одной из них удается возвестить «шах и мат», её помощникам приходится изрядно потрудиться, а иногда и принести себя в жертву.

   Подобно композитору, творящему из хаоса звуков пленительную мелодию, шахматист создает красивую партию, отыскивая лучшие ходы среди бесчисленного множества вариантов. Шахматист, как и композитор, руководствуется законами гармонии. А гармония в шахматах - это взаимодействие фигур. Можно смело сказать, что класс игры шахматиста во многом определяется умением располагать свои боевые силы таким образом, чтобы они поддерживали и дополняли друг друга. Характер связей между фигурами зависит от их индивидуальных свойств, задач, которые они выполняют, и, конечно, от конкретных особенностей позиции. Наиболее наглядно взаимодействие фигур проявляется в атаке на неприятельского короля. Здесь каждая фигура раскрывает свои способности. Суть шахматной партии идеальным образом выражается именно в матовых картинах.


   Эта книга посвящена методам нахождения матовых комбинаций и способам их осуществления. Мы рассмотрим типичные финалы и познакомимся с техническими приемами их достижения.

   Поскольку все фигуры разнятся между собой по дальнобойности и правилам передвижения, каждая из них имеет свою излюбленную «профессию». В этом смысле шахматы можно сравнить с хоккейной командой, где у каждого игрока отработаны броски по воротам с разных точек ледяной площадки. То же самое можно сказать и о распределении ролей в совместной атаке на короля. Некоторые фигуры предпочитают играть «в пас», другие норовят «забросить шайбу» самостоятельно.

   В книге рассматривается более двухсот матовых позиций. В целях систематизации материала они разбиты на четырнадцать глав по формальному признаку, то есть в зависимости от числа и названия фигур, непосредственно участвующих в создании матовых конструкций. В конце каждой главы даются примеры для самостоятельного решения.

   Переходя от главы к главе, вы вскоре убедитесь в том, что для решения самых разнообразных тактических задач используются одни и те же приемы: отвлечение, завлечение, двойной удар, перекрытие и т. д. Вы также обратите внимание на то немаловажное обстоятельство, что в шахматной практике повторяются не только отдельные тактические идеи, но и комбинации целиком, причем нередко с интервалом в десятки и далее сотни лет. Эта закономерность повышает ценность накопленного опыта. В книге приведено немало случаев, когда знакомство с партиями больших мастеров прошлого и настоящего помогало быстро и точно решать самые сложные тактические проблемы.

   Рекомендую читать эту книгу без шахматной доски. Такой метод поможет не только развить тактическую зоркость, но и выработать автоматизм в применении технических приемов достижения цели.

   Не следует принимать «тактические средства» большими дозами. Даже самые красивые комбинации могут набить оскомину, если заглатывать их с жадностью голодного пеликана. На этот счет есть много мудрых поговорок, например китайская: «Не откусывай более того, что можешь проглотить» - или французская: «Все много — плохо...». В общем, как сказал Козьма Прутков, «ни кто не обнимет необъятного!».

   Знакомиться с комбинациями нужно осторожно, продуманно, без суеты и спешки, вновь и вновь возвращаться к рассмотренным позициям. Лучше всего ограничить свой ежедневный рацион двумя-тремя «блюдами».

   Несколько слов о примерах для самостоятельного решения.

   Легкие примеры чередуются с более сложными не случайно. «Лотерейный» принцип счастливого билета приближает решение упражнений к процессу поиска комбинации в турнирной партии. Ведь нельзя заранее предвидеть, какая именно тактическая возможность подвернется во время игры. Комбинация может быть простой и лежать, как говорится, на поверхности, но она может обернуться и кольцом, брошенным на дно шахматного океана. Шахматы полны неожиданностей.

   Кроме примеров из практики в число заданий включены задачи и этюды. Их тоже полезно решать без доски — это помогает отрабатывать технику расчета вариантов. Понятно, что в случае необходимости ничто не помешает вам расставить фигуры на шахматной доске.

   Книга рассчитана на широкий круг любителей шахмат и может быть использована как для самостоятельного изучения, так и преподавателями шахмат в качестве учебного пособия. Надеюсь, что она доставит вам немало приятных минут и воодушевит на новые шахматные подвиги.

 
Оглавление
 
Прежде чем раскрыть книгу
 
I. Ладья
Упражнения
 
II. Слон
Упражнения
 
III. Ферзь
Упражнения
 
IV. Конь
Упражнения
 
V. Пешка
Упражнения
 
VI. Две ладьи (начало, окончание)
Упражнения
 
VII. Ладья и слон (начало, продолжение, окончание)
Упражнения
 
VIII. Ладья и конь (начало, окончание)
Упражнения
 
IX. Два слона
Упражнения
 
X. Два коня
Упражнения
 
XI. Слон и конь (начало, окончание)
Упражнения
 
XII. Ферзь и слон (начало, продолжение, окончание)
Упражнения
 
XIII. Ферзь и конь (начало, окончание)
Упражнения
 
XIV. Три фигуры (начало, окончание)
Упражнения
 
XV. Упражнения