Разрушение
 
     С помощью жертвы (жертв) уничтожается прикрытие неприятельского короля, после чего он оказывается наедине с атакующими силами. Непосредственным результатом комбинации на разрушение может быть мат. Но бывает и так, что, спасая короля, защищающаяся сторона несет большие материальные потери, чем  атакующая, и это определяет результат партии.
 
№ 47 Мельцарек - Марцинкевич 1973      Start Position
 
   1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.O-O Be7 6.Re1 b5 7.Bb3 O-O 8.c3 d5.
     Один из самых острых вариантов испанской партии - атака Маршалла. Черные отдают пешку е5, но выигрывают время и создают угрозы на королевском фланге.
   9.exd5 Nxd5 10.Nxe5 Nxe5 11.Rxe5 Nf6 12.h3 Bd6 13.Re1 Ng4.
     В этой теоретической позиции белые не могут взять коня 
14.hxg4?, ибо после  14...Qh4 подвергаются сильнейшей атаке. Подробно о ней рассказывается в разделе «Испанская партия».
   14.g3?
     Правильно
14.Qf3! Сделанный ход допускает жертву двух фигур, разрушающую пешечное прикрытие короля белых.
 
 
   14...Nxf2! 15.Kxf2 Bxg3+!
      После
16.Kxg3 белый король подвергается преследованию:  16...Qg5+ 17.Kf2 (17.Kh2 Qf4+ 18.Kg2 Bb7+)  17...Qh4+ 18.Ke2 Re8+, и игра заканчивается. Впрочем, отказ от принятия второй жертвы дела не меняет.
   16.Kg2 Qh4 17.Bxf7+.
     Последний шанс, поскольку
 17.Re2 проигрывало после  17...Qxh3+ 18.Kg1 Bb7!
   17...Kh8 18.Qh5 Bb7+ 19.Kg1 Bh2+! 20.Kf1  (20.Kxh2 Qf2# 20...Qxh5. Белые сдались.
 
№ 48 Равинский - Подольный 1947     Start Position
 
   1.e4 c6 2.Nc3 d5 3.Nf3 dxe4 4.Nxe4 Nd7 5.d4 Ngf6 6.Ng3 e6 7.Bd3 c5 8.O-O Be7 9.c3 O-O 10.Ne5 cxd4 11.cxd4 Nb8?
     У белых изолирована центральная пешка, но они располагают большей свободой маневра. Ферзь и все легкие фигуры нацелены на королевский фланг, линия "е" открыта для ладьи. Черным еще предстоит решить проблему развития слона с8. А когда слон будет развит, тактически слабыми станут пункты е6 и f7.
     Сыграв
 11...Nb8, черные наметили перегруппировку сил для осады пешки d4. Однако план этот медлителен и позволяет белым полностью завладеть инициативой.
   12.Be3 b6 13.f4 Nd5 14.Qh5 f5.
     На
 14...g6  белые разрушали пешечный заслон вражеского короля двумя жертвами:  15.Nxg6 fxg6 16.Bxg6 hxg6 17.Qxg6+ Kh8 18.Nh5 Bf6 19.Rf3  с неотразимыми угрозами.
   15.Rae1 Bb7?
     Следовало играть
 15...Qe8.
 
 
   16.Nxf5!
     Цель жертвы - разрушение позиции рокировки.
   16...exf5 17.Bxf5 g6.
     После 
17...Rxf5 18.Qxf5 черные не могут взять на е3 -  18...Nxe3 ввиду  19.Qe6+ Kh8 20.Nf7+.
   18.Nxg6 Rxf5 (ничего другого нет)  19.Qxf5 hxg6 20.Qxg6+ Kf8 21.f5 Nxe3  (угрожало 22.Bh6# 22.f6.  Черные сдались.
 
Created with PGNtoJS